+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

90-е... переломные - «Трудовая слава»

18 Июня 2019, 12:52 2019-06-18T12:52:12+03:00 kukmor-rt.ru 121
К 150-летию Кукморской средней школы №2 Сообщает газета «Трудовая слава»

90-е годы… Переломные в истории страны. Преобразования в обществе, ломка старых приоритетов не могли не отразиться на системе образования. Перестали существовать пионерская и комсомольская организации, которые  на протяжении многих лет являлись основным институтом воспитания. Роль государства в воспитании подрастающего поколения была фактически сведена на нет. Очень скоро на смену пионерской организации пришли другие. В Республике Татарстан – это СНТ (Союз наследников Татарстана). В ее структуре и деятельности прослеживаются элементы, присущие пионерской организации прошлого. Самое главное и ценное то, что в школе сохранен и используется воспитательный потенциал пионерской организации в деле воспитания юных граждан. Школа, как социальный институт,   отвергла  не все  ценности,   на которых держалось советское общество. Она сохранила все   значимое для  современного  периода его развития.  Это, прежде всего, ценности добра, чести, достоинства, любви к Отечеству, долга; ценности, которые прививала пионерская организация и на которых воспитывалось не одно поколение людей советской эпохи;  ценности, которые и сегодня лежат в основе  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В школе всегда  огромное внимание уделялось патриотическому воспитанию.  Участие ребят в снежном десанте, экспедиция в Долину смерти, под руководством учителя истории Фидаиля Багаутдинова потрясла ребят и оставила в их памяти  неизгладимые впечатления.
В школе часто проводились встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – интернационалистами, которые  вызывали у детей   огромные чувства уважения и восхищения теми, кто воевал.

В 1989 году произошло большое событие – открытие музея истории школы, ставшего центром патриотического и нравственного воспитания. У истоков его создания стоит  Любовь Куприянова. 

Музей – гордость школы и района. На его базе  проведено огромное количество встреч, семинаров, уроков. Школьный музей  стал тем делом, которое объединило учителей и учеников, внесло новое содержание в воспитательную работу, привило гордость к школе и ее выпускникам. В 2006 году при активной поддержке главы района, отдела образования, руководства школы и лично заместителя Председателя Госсовета Татарстана Риммы Ратниковой, выпускницы   школы, музей получил новое рождение: здесь был сделан ремонт, подготовлены совершенно новые, интереснейшие экспозиции. В школьном музее использованы новые музейные технологии, которые изучались в лучших музеях республики, новые формы подачи материала, в том числе компьютерные.

Все эти годы  руководителем музея  являлась учительница английского языка, заслуженный учитель Республики Татарстан Ирина Гарипова. Под ее руководством в школе велась исследовательская, следопытская работа, организовывались встречи с выпускниками, проводились юбилеи школы.

В музее школы имеются уникальные экспонаты.  Это и похвальный лист ученицы школы, обучавшейся в 1906 году, и иллюстрированный журнал литературы и политики современной жизни «Нива» от 1881 года, подаренный учительницей истории Розой Галимовной, и медаль Шаляпина, подаренная оперной певицей Алевтиной Фадеичевой и другие.

Широкую славу принесли школе два хора – учителей и учащихся, которыми в течение многих лет руководила Любовь Романова. Оба хора стали лауреатами  художественной самодеятельности.

В 1987 году директором школы  стал Мухарлям Юсуфзянов. Заместителями директора работали Руфина Матвеева, Рашида Муратова, Нуриса Кочергина и Зумара Зиганшина. Коллектив учителей увеличивается и к концу 90-х достигает 96 человек.

В 1995 году присвоен статус школы с углубленным изучением английского языка. Преподавание английского языка начинается с 1 класса. Учащимся школы предоставляется возможность общаться с англичанами и американцами. Так, была организована встреча с семьей, приехавшей из Англии. Самые высокие оценки получили наши учащиеся из их уст за хорошее владение английским языком. 

В 1997 году за педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания коллектив школы награжден  дипломом    лауреата  Всероссийского конкурса «Школа года-97».

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе в 90-е годы  являлась Рашида  Муратова. 

В очерке «Школа №2 всегда была лучшей» она с большой теплотой и любовью вспоминает  своих коллег – учителей переломного времени, сумевших сохранить и передать   поколению 2000-х  те школьные традиции и ценности, которыми Кукморская школа №2  всегда славилась.

Гульфия ГАБИДУЛЛИНА,
заместитель директора
многопрофильного лицея

Еще работая в других школах района, я знала, что лучшая школа района – это школа №2. Что лучший директор – это Зоя Петровна, лучшие завучи – Любовь Ильинична и Таскира Мингазизовна, лучший организатор – это Нина Кузьминична, лучший вожатый – это Равиля Галеевна, а самый лучший учитель начальных классов – Наталья Васильевна, лучший учитель иностранного языка – Рамзия Назмутдиновна, а лучший учитель химии – это Софья Павловна, лучший учитель математики – это Назия Газизовна и так далее.

Далее, работая в РОНО, я знала, что в школу №2 надо ходить с учителями района, республики за опытом работы, а учителя школы №2 ездили даже в Москву, чтобы поделиться опытом работы в обучении и воспитании.  Мне посчастливилось работать в этой школе с этим коллективом учителей. 

1989-1990 годы – это годы преобразований и обновлений как в политической, общественной, так и в научно-образовательной жизни страны. А из школы №2 уходили ученики и учителя в новую школу №4, внедрялся татарский язык, школа впервые отмечала свой юбилей - 120-летие своего образования, создавался музей школы. Инициатором этого исторического праздника и создания музея была Любовь Ильинична, а директором школы этого переломного периода был Мухарлям Юсуфзянов  – руководитель, умеющий спокойно и выдержанно относиться к событиям, принимать мнения других учителей, создавать спокойную рабочую обстановку в коллективе.

Основа образования закладывается еще в начальных классах, а коллектив начальных классов уже был со своим богатым методическим опытом, и я знала, что всегда могу положиться на них в обучении и воспитании детей. Рашида Гаязовна, Светлана Петровна, Муслима Мухаматовна, Альфия Шигаиповна, Елизавета Павловна, Зульфия Александровна, Татьяна Борисовна, Надежда Викторовна, всегда уверенно и правильно корректирующие в образовательную систему учащихся начальных классов, много работающие индивидуально с учащимися, легко воспринимающие передовые методы и формы обучения детей.

Дружно и коллегиально мы работали с учителями русского языка и литературы. Это были грамотные и интеллигентные учителя, всегда охотно брали на вооружение новинки в образовании и обучении учащихся. Уроки литературы Татьяны Сергеевны – это познавательные, эмоционально-воспитательные уроки. Хорошо поставленный голос учителя, глубокое знание  материала и исторических событий - делали уроки запоминающимися. Гульшат Юсуповна и Нина Ивановна пришли в школу после института вместе со мной, и  инспектор Гульнара Гиззатовна оценила их как самых грамотных и далеко идущих учителей.

Школа по праву славится своими учителями иностранного языка. Наверное, во многих школах района и республики преподают английский язык выпускники Ирины Гариповой, Ольги Хабибрахмановой, Фании Аглеевой. Был случай, когда ученица начальных классов Люба не говорила, не отвечала ни на одном уроке, а вот на уроке немецкого языка она охотно и правильно отвечала – это и есть оценка труда учителя.
Пришли на смену лучшим учителям математики   их выпускники и стали лучшими. Миляуша Пономарева, семья Кочергиных, Светлана Титова, Насима Иванова – их ученики, окончив вузы, преподают в школах района.

Высококвалифицированные учителя истории и обществознания Фидаиль Багаутдинов, Газинур Хабибрахманов, Равиля Каримуллина  всегда пользовались авторитетом у своих учеников.

Учительница татарского языка Мустафина Роза Гараевна сумела заложить в душу учащимся любовь к родному языку и речи. Продолжая эту работу, Зумара Зиганшина сумела организовать работу учителей татарского языка так, что русскоязычные учащиеся охотно изучали татарский язык и литературу и занимали призовые места на олимпиадах.

Теплом души в конце учебного года были уроки труда для девочек из ДШ. Здесь учили девочек работать, шить, их продукцию принимал ОТК. Это были лучшие кабинеты в школе – уютные, современно оформленные. Для мальчиков Алевтин Насыров был непререкаемым авторитетом. Он учил их серьезно относиться к делу, быть аккуратными.

Коллектив школы был большой, все учителя достойно выполняли свою работу, о каждом из них можно написать много хорошего. Труд учителя зависит и от контингента учащихся. Были классы с большим  количеством учащихся, с проблемами. Успешно работали с такими классами учителя Насима Гиниятовна, Равиля Галиевна. Было в этих учителях чутье к душе ребенка. Сумели в них воспитать уважение к людям.
Хочу сказать, что я работала с хорошими завучами Таскирой Мингазизовной, Нурисой Фаляховной, Руфиной Нурмиевной, с творчески работающим коллективом.

Желаю коллективу учителей школы творческих успехов и достойных учеников.

Рашида  МУРАТОВА

 

 

Сообщение об ошибке